Испытание интеллекта по Binet-Simon

Для более точного определения степени психической отсталости ребенка можно с успехом пользоваться способом, введенным и разработанным французскими исследователями- Binet и Simon'oM. Узнав по опытам со значительным числом здоровых детей, в каком возрасте могут быть правильно решены известные простые, расположенные по степени трудности задачи, они создали масштаб, дающий возможность в годах "определить умственную отсталость ребенка, степень отсталости выразится в разнице между действительным возрастом ребенка и обнаруженном путем эксперимента “возрастом интеллекта”. Несомненно дело обстоит не так просто, как хотелось бы. Прежде всего даже здоровые дети соответствующего возраста не всегда целиком выдерживают испытание; в общем — один отстает в одном, другой — в другом, а отдельные дети забегают вперед. Это колебание в правильности решений значительно усиливается у совершенно неравномерно развитых и исковерканных личностей олигофреников, что еще увеличивает трудность отнесения их в определенную группу по интеллекту. Следуя предложению Binet, выходят из затруднения тем, что в ступени по возрасту, из которых каждая характеризуется 5-ю испытаниями, “возраст по интеллекту” считают тот, для которого разрешено, по крайней мере, 4 задачи, причем прибавляют за каждые решенные 5 вопросов, выходящие за пределы найденного по интеллекту возраста, еще лишний год. Второе затруднение заключается в том, что отдельные опыты, которые составляются в значительной степени произвольно, имеют, очевидно, совершенно различное значение, некоторые опыты имеют дело с естественными способностями, в то время как решение других зависит существенным образом от воспитания и обучения, основой для которых, в свою очередь, служит врожденное предрасположение. Затем полученные у детей показания не подлежат простой оценке, как верные или ложные; скорее тут речь идет о всевозможных ступенях правильности, которые должны быть сгруппированы сравнительно произвольно. Наконец, следует иметь в виду, что отсталость “возраста по интеллекту” имеет тем большее значение, чем моложе испытуемый ребенок, так как по мере созревания личности увеличивается и без того разница в ответах. Ниже воспроизводятся испытания, предложенные Binet-mon, в последней редакции, многократно измененной другими

исследователями

Ребенок должен уметь:

В 3 года:

1) Показать по требованию рот, нос, глаз.

2) Назвать свое имя.

3) Повторить два однозначных числа.

4) Повторить предложение из 6 слогов.

5) Узнавать на картинках отдельные изображенные предметы.

В 4 года:

1) Назвать показываемые знакомые предметы (нож. ключ, монета).

2) Повторить три произнесенных числа.

3) Определить свой пол.

4) Из двух линий, нарисованных одна под другой, найти более длинную.

В 5 лет:

1) Из двух картонок, одинаковых по размеру, но значительно отличающихся по весу, найти более тяжелую.

2) Повторить фразу из 10 слогов.

3) Сосчитать 4 предмета (монеты).

4) Срисовать пером и чернилами квадрат.

5) Правильно сложить разрезанный по диагонали прямоугольник.

В 6 лет:

1) Различить время до и после полудня.

2) Различить на картине красивые лица от безобразных.

3) Указать назначение обычно употребляемых предметов (вилка, стол, стул, лошадь).

4) Сосчитать 13 одинаковых монет.

5) Срисовать ромб.

В 7 лет:

1) Различать левую и правую сторону.

2) Выполнить три одновременно данных поручения (положить книгу на стол, открыть дверь, принести стул).

3) Рассказать изображенное на картине событие.

4) Сосчитать 9 разных монет.

5) Назвать четыре цвета.

В 8 лет:

1) Заметить пробелы в рисунках (отсутствие носа, глаз, рук).

2) Повторить 5 чисел.

3) Сосчитать в обратном порядке от 20 до 0.

4) Определить разницу между двумя известными предметами, которых нет перед глазами (бабочка и муха, бревно и стакан, мясо и кости).

5) Указать месяц, число и год.

В 9 лет:

1) Найти родовое понятие для предметных представлений (роза и фиалка, собака и кошка).

2) Дать сдачу с какой-нибудь монеты.

3) Назвать все монеты.

4) Назвать месяцы.

5) Принимать решения в несложных жизненных положениях (что делать, если опоздал к поезду; если что-либо разбил; опоздал в школу).

В 10 лет:

1) Расположить по возрастающему весу 5 одинаковых на вид гирь разного веса.

2) Обсуждение трудных жизненных положений. (Что следует делать, если твой друг тебя по недоразумению поколотит; если ты намереваешься предпринять нечто серьезное; если тебя расспрашивают о ком-либо, кого ты мало знаешь. В какой степени гнев служит смягчающим обстоятельством для дурного поступка. Почему следует людей судить по их делам, а не по словам).

3) Три данных слова разместить в двух предложениях.

4) Рассказать по памяти содержание картин.

5) Находить противоречие в бессмысленных фразах. Как примеры приводятся: а) велосипедист разбил себе голову и умер на месте; его отвезли в больницу, опасаются, что ему там не поправиться, б) У меня три брата: Павел, Эрнст и я. в) Вчера нашли труп молодой девушки, который был разрезан на 18 частей; подозревают самоубийство, г) Вчера имела место железнодорожная катастрофа. Она не была значительна; число убитых достигает всего 48. д) Некто заявил; если я повешусь, то не в пятницу — этот день приносит несчастье.

В 11 и 12 лет:

1) Три указанных слова применить в одном предложении.

2) В течение трех минут назвать более 6о слов.

3) Разъяснить значение понятий (зависть, сострадание, справедливость).

4) Слова фразы, названные в разбивку, разместить по местам (защитила добрая господина храбро своего собака; мы каникулы на деревню поехали в; я моего учителя исправить работу просил).

5) К данной линии найти парную ей, равную по длине в ряду линий с постепенно уменьшающей разницей в длине.

Для более поздних возрастных ступеней еще не удалось установить пробы.

Опыт лучше всего производить в виде игры, чтобы завоевать доверие робких детей и по возможности приковать их внимание. Необходимо избегать отвлекающей внимание, чуждой или необыкновенной обстановки, а также присутствия посторонних лиц. При появлении признаков усталости следует делать короткие перерывы. Экспериментатор правильно поступит, придерживаясь до щепетильности одинакового обращения, прибегая к тем же самим объяснениям и вопросам и записывая не только ответы детей, но тщательно отмечая и поведение детей в целом. Только при соблюдении указанных предосторожностей опыты могут быть сравнимы друг с другом. В этом случае они ему дадут не только ценные указания о степени недоразвития и о возможности обучения, но дадут возможность иметь суждение о подходящей к данному случай форме воспитания (школа, вспомогательная школа, обучение в одиночку, обучение в больничном учреждении), об избрании профессии, пригодности к военной службе, а иногда и о дееспособности и ответственности.

Старческие душевные расстройства
Dementia praecox Schizophrenia
Парафрении
Генуинная эпилепсия
Психогенные заболевания
Маниакально-депрессивное помешательство
Паранойя
Истерия
Невроз навязчивых состояний
Импульсивное помешательство
Половые извращения
Врожденные болезненные состояния: нервность
Врожденные болезненные состояния: патологические личности (психопаты)
Врожденные болезненные состояния: задержка психического развития. (Олигофрении)
Состояния и болезни
Амнестический (Корсаковский) синдром
Припадки
Хорея
Сумеречные состояния
Делирантные состояния
Депрессивные состояния
Дипсомания, периодическое пьянство
Состояния возбуждения
Галлюцинаторные состояния (галлюцинозы)
Ипохондрия
Психология
Параноидные заболевания
Состояния слабоумия
Состояние ступора
Расстройства настроения
Состояния спутанности
Разговор мимо темы
Сопротивление
Отдельные симптомы при душевных заболеваниях и исследование душевнобольных
Опросный лист для исследования психического состояния
Испытание интеллекта по Binet-Simon
Важнейшие лекарства и лечебные мероприятия, имеющие значение в психиатрии


© 2008-2015 Все права защищены doktorstress.ru