Паранойя

Из необычайно большой массы заболеваний с системой бреда выделяется сравнительно небольшое число случаев, при которых из своеобразного предрасположения путем болезненной переработки жизненных событий незаметно развивается непоколебимая бредовая система, при полном сохранении сознательности и упорядоченности в мыслях, воле и поступках (случай 58). Создающими бред силами являются: во-первых, повышенное самомнение, которое в связи с дефектами предрасположения ведет к конфликту с требованиями и трудностями жизненной борьбы, далее живость воображения, которая заполняет пробелы в наблюдении богатыми добавлениями, наконец, сильное влияние на разум со стороны эмоции. Все это — своеобразности, которые мы в подобном виде наблюдаем при недоразвитой детской психике. Таким образом, образуется склонность оценивать и толковать жизненные опыты более или менее произвольным образом, с чисто личной точки зрения, приводить их в связь с собственными желаниями и опасениями, разрисовывать отношение к окружающей среде, пренебрегая действительностью, таким образом, как это самому хочется. Галлюцинации играют при этом роль лишь разве в форме случайных зрительных явлений или в виде ошибок и превратных толкований действительных восприятий; обманы памяти, наоборот, часты. Результатом этого очень медленно происходящего изменения личности является бредовое миросозерцание, односторонний “сдвиг” точки зрения, свойственной больному по отношению к его жизненному кругу.

Так как мы здесь имеем, собственно, дело не с болезнью, а с ненормальным развитием, которое предоставляет богатый простор личной своеобразности, то разнообразие клинических картин здесь очень велико. Можно, однако, различать несколько чаще встречающихся основных форм, в зависимости от того, вращаются ли бредовые идеи более в области преследования или в области величия; можно, правда, в отдельном случае встретиться с обоими направлениями вместе, хотя степень их выраженности и будет весьма различная.

A. Бред преследования и ревности. Из предчувствий, предположений, подозрительного толкования невинных происшествий и обманов памяти под давлением собственной неуверенности ткется сеть представлений об отношениях, в центр которых больной ставит себя. Враждебное недружелюбие и ненависть служит, по его мнению, причиной его унижений, оскорблений и нанесения ему ущерба всякого рода; все это не явной открыто, а тайно и скрытно так, что связь и побуждения становятся ясны лишь изощренному глазу. Мало-помалу все больше совершается сдвиг в отношениях больного к окружающей среде в смысле его бредовой предвзятости, которая из бесчисленных ложно истолкованных переживаний черпает все новую пищу и являет ему совершенно искаженной картину действительности. Рядом с этим всегда имеется упрямое самомнение, в котором больной находит богатое вознаграждение за недружелюбие и угнетение. Поведение и поступки остаются при этом, за исключением тех странностей, которые обусловливаются самим бредом, до такой степени правильными, что больные обычно без больших затруднений живут на свободе, и в состоянии самостоятельно поддерживать свое существование.

Подвид составляет не слишком редкий паранояльный бред ревности, мучительное, опирающееся на разноречивые наблюдения и часто на обманы памяти убеждение в обмане со стороны супруга.

B. Бред величия. Сообразно с разнообразием человеческих стремлений, паранояльный бред величия может принимать ряд самых различных форм, которые однако часто соединяются друг с другом и с бредом преследования. Одну из групп образуют изобретатели и исследователи; вооруженные совершенно недостаточными предварительными знаниями и средствами они подходят к труднейшим вопросам (воздухоплавание, использование воздушного электричества, солнечного тепла, морских движений) и полагают, что сделали величайшие открытия (Perpetuum mobile), использовать которые не позволяют им только недоброжелательство завидующих, и соревнующих. К ним близко стоят благодетели народов, которые своими ребяческими предложениями и планами улучшения мира хотят искоренить все несчастия, бездарные непризнанные гении искусства, которые чувствуют себя способными к проложению путей к новым, неслыханным целям. Далее, надо упомянуть о бредовых идеях о происхождении от благородных родов; эти больные из сходства, многозначительных слов, красноречивых взглядов черпают поддерживаемое часто ошибочными воспоминаниями убеждение о своем высоком происхождении и всяческими способами добиваются основываемых на этом прав; конечно, они при этом наталкиваются на препятствия, которые ими тогда истолковываются в смысле их бреда. Религиозные направления мыслей ведут, при содействии снообразных “прозрений”, к пророческому бреду, к убеждению в избранности Богом, соединяющемуся со склонностью публично проповедывать и искать последователей, что довольно часто и удается. Быстро обнаруживаемым врагом, с которым больные страстно борятся, является здесь господствующая церковь. С отношениями к другому полу связывается, наконец, эротический бред, таинственное, питаемое взглядами, встречами, газетными объявлениями со скрытым смыслом, отношение к обожаемому издали высокому лицу другого пола; все разочарования и отказы являются здесь, как это удается больному узнать тем же путем, делом менее поощряемых соперников.

Так как бред при паранойе связан с развитием личности, то он по существу не искореним, хотя больные под влиянием внешнего воздействия иногда и делают видимые уступки. Но, с другой стороны, он все-таки оставляет больным возможность справляться с жизненными затруднениями. Они поэтому лишь в исключительных случаях попадают в психиатрические больницы, а большей частью умеют, хотя и с большими внутренними и внешними трудностями, оставаться на свободен при своей профессии. Внутреннее удовлетворение, черпаемое ими из их повышенного самомнения, а точно также и размышление, обыкновенно, хотя правда и не всегда, предохраняет их от более серьезных общественно опасных действий.

Более легкие формы паранойяльного бредообразования вероятно совсем не редки. Они являются как результат преходящего влияния жизненных затруднений у лиц, недостатки которых находятся в значительном противоречии с их самомнением. Упрямая односторонность в понимании людей и отношений, живость воображения, наивная самоуверенность, скорость суждения могут создавать паранойяльные направления мыслей, которые при более благоприятных условиях снова исчезают и не находят развития, часто однако без того, чтобы быть действительно исправленными (абортивная паранойя).

Старческие душевные расстройства
Dementia praecox Schizophrenia
Парафрении
Генуинная эпилепсия
Психогенные заболевания
Маниакально-депрессивное помешательство
Паранойя
Истерия
Невроз навязчивых состояний
Импульсивное помешательство
Половые извращения
Врожденные болезненные состояния: нервность
Врожденные болезненные состояния: патологические личности (психопаты)
Врожденные болезненные состояния: задержка психического развития. (Олигофрении)
Состояния и болезни
Амнестический (Корсаковский) синдром
Припадки
Хорея
Сумеречные состояния
Делирантные состояния
Депрессивные состояния
Дипсомания, периодическое пьянство
Состояния возбуждения
Галлюцинаторные состояния (галлюцинозы)
Ипохондрия
Психология
Параноидные заболевания
Состояния слабоумия
Состояние ступора
Расстройства настроения
Состояния спутанности
Разговор мимо темы
Сопротивление
Отдельные симптомы при душевных заболеваниях и исследование душевнобольных
Опросный лист для исследования психического состояния
Испытание интеллекта по Binet-Simon
Важнейшие лекарства и лечебные мероприятия, имеющие значение в психиатрии


© 2008-2015 Все права защищены doktorstress.ru